Уход многих западных брендов с российского рынка, а также санкционные ограничения на экспорт большого количества перечней запчастей в Россию привели к трудностям в послепродажном обслуживании десятков тысяч иностранной сельскохозяйственной техники. Сегодня по мере того, как развивается импортозамещение в этом направлении, к сельхозпредприятиям пришло чёткое решение этой проблемы.
На первый взгляд кажется, что первый шок, связанный с обслуживанием парка импортной сельскохозяйственной техники, прошёл, ведь уже третий сельскохозяйственный сезон проходит в напряженной геополитической и экономической ситуации. Однако это не совсем так – эксперты утверждают, что цепочка поставок поставщиков и транзакционные издержки растут из-за того, что они приобретают более сложные детали и запасные части. Поэтому, когда нет надежды на изменение внешних факторов, участники рынка вынуждены искать решения самостоятельно.
Одним из наиболее очевидных способов решения проблемы обеспечения запасными частями является переход от параллельного или прямого импорта к местному производству запасных частей. Группа компаний «Агро Эко» занимается реверс-инжинирингом с 2010 года (разработкой проектной документации на основе данных, полученных в результате изучения образцов готовой продукции). Производит запчасти для сельхозтехники зарубежных производителей: Kverneland, Vaderstad, Amazone, John Deere и других брендов. А в 2023 году федеральный дистрибьютор Terra Group приобрел завод и инвестировал 5 млрд. рублей не только для того, чтобы решить проблему обеспечения запасными частями собственных клиентов, но и для расширения своего бизнеса. Итальянская компания AGRI PARTS занимается производством аналогов запасных частей, делая это с 1983 года. Локализацию продукции в России она начала четыре года назад. Чтобы гарантировать высокое качество, AGRI PARTS сравнивает каждую выпущенную партию с оригинальной и проводит соответствующие испытания. В то же время разница в стоимости составила более 200%.
«ЭкоНиваТехника-Холдинг», дистрибьютор сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, весной 2024 года также запустил собственный бренд «Агрознак» и начал развивать производство запасных частей в стране. Компания начала работу над проектом два года назад под влиянием геополитических и экономических условий. Сегодня ассортимент представлен 2,5 тысячами деталей, включая фильтры, коробки передач и их детали, оси и валы, ремни, уплотнения, крепежные детали, цепи, подшипники и т.д. С перспективой дальнейшего расширения до 6000 наименований.
Сложная ситуация с обеспечением запасными частями вынудила фермеров творчески решать проблемы обслуживания техники, и здесь на помощь пришли аддитивные технологии (создание трехмерных объектов с послойным добавлением материалов, 3D-печать). Агрохолдинг «Степь» успешно реализовал пилотный проект по использованию 3D-печати при производстве запасных частей. Это позволяет в 4 раза снизить затраты на приобретение готовых деталей и возместить затраты на приобретение необходимого оборудования. Датчик, созданный с помощью 3D-принтера для контроля уровня урожая в комбайне, был успешно протестирован и будет использоваться для сбора урожая в этом сезоне. «Степь» планирует производить другие запасные части и оборудование, в основном для удовлетворения собственных производственных потребностей, но не исключает возможности развития проекта в самостоятельное направление бизнеса.
Но «Степь» не является первопроходцем в этом направлении. СПК «Коелгинское им. Шундеева И.Н.» Челябинской области, с 2019 года использует 3D-печать для изготовления деталей. В качестве примера можно привести зубчатую муфту с внутренним зацеплением зубьев для подключения электродвигателя к насосу в немецком вакуумном насосе – это технически простая деталь, но её сложно использовать по обычной технологии. Её приобретение сейчас обходится компании в 25 000 рублей, но стоимость использования 3D-печати для изготовить его самостоятельно стоит всего 1000 рублей. Эта ситуация аналогична ситуации с приводной втулкой канадской посевной комплексной сеялки. Здесь производство 3D-печати обходится в 10 раз дешевле, чем покупка таких деталей, и, самое главное, экономится драгоценное время во время посевного периода. Эта технология также облегчает техническое обслуживание сборных блоков, поставку отдельных компонентов, которые обычно не предоставляются, а использование 3D-принтеров при производстве может позволить вам значительно оптимизировать свой бюджет.
Лабораторные исследования по 3D-сканированию и моделированию производства запасных частей проводятся ставропольским предприятием ZorgService. Здесь можно изготовить практически все детали – от бичей, биттеров и шкивов до ступиц, валов и шестерёнок. Но истинной гордостью компании является технология, приобретенная в Австрии 30 лет назад.
Из-за трудностей с поставками деталей и комплектующих с трудностями столкнулись не только конечные пользователи сельскохозяйственной техники. Ситуация, сложившаяся за последние несколько лет для российских производителей сельскохозяйственной техники, стала напряженной, но это также стимулировало развитие их собственных баз по производству запчастей. Например, в начале 2024 года «Ростсельмаш» открыл завод по производству автоматических и механических коробок передач, мостов и редукторов для тракторов, зерноуборочных комбайнов и дорожно-строительной техники. Если 3 года назад «Ростсельмаш» сотрудничал с 3 компаниями в США и 77 компаниями в Европе, то сегодня количество поставщиков из этих стран сократилось до нуля. До 2022 года в серии зерноуборочных комбайнов использовалось 6 импортных двигателей, но теперь 5 из них заменены агрегатами отечественного производства.
Кроме того, компании, занимающиеся локализацией импортного оборудования, также активно работают над расширением своей компонентной базы. В мае этого года было подписано соглашение с ОПТИТЭК и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. Программа профессиональной подготовки студента включает в себя возможность пройти стажировку и защитить дипломную работу на основе полученного опыта. Кроме того, если проект, разработанный студентом в период локализации на основе компонентов, будет запущен в массовое производство, компания обеспечит выплату гранта.