Предприятия агропромышленного комплекса по сей день испытывают некоторые проблемы с приобретением запчастей для сельскохозяйственной техники. Цепочки поставок были нарушены, сроки увеличились, а цены резко выросли. Однако рынок самих машин испытывает аналогичные трудности. За последние пару лет ряд крупных производителей сельхозтехники объявили о своем уходе с российского рынка. Некоторые производители также ограничили импорт техники и запасных частей. Фермерам пришлось приспосабливаться к изменившимся условиям труда, искать новые пути поставки необходимых для производства запчастей и переходить с импортной техники на отечественную. В результате, по мере сокращения предложения сельхозтехники иностранного производства, аграрии начнут активно искать аналогичные запчасти из России, Белоруссии и Китая.
Однако в прошлом году отечественная продукция не доминировала в категории техники. Больше всего фермеры покупали белорусские тракторы, более 53% продаж. На третьем месте оказалась американская продукция с 9 процентами. В секторе зерноуборочных комбайнов ситуация практически такая же: на белорусскую продукцию приходится 44% закупок, на российскую 32 процента, на американскую 12%, на немецкую 10%. Примечательно, что большинство сельхозпроизводителей приобретают в основном подержанную технику. По данным Министерства сельского хозяйства, почти 60 процентов из 440 000 тракторов, используемых в стране, – иностранного производства, и 15 процентов из 125 000 зерноуборочных комбайнов, также иностранные. В результате большая часть запчастей для этих машин не может быть заменена аналогичной отечественной продукцией. Аграриям, знакомым с тракторами и комбайнами иностранного производства, сложно отказаться от импортных машин в пользу российских.
В результате агропредприятиям пришлось налаживать параллельные каналы импорта запасных частей. Кроме того, чтобы восполнить дефицит, они начали ремонтировать детали, отслужившие свой срок. По данным экспертов, в прошлом году сельхозпроизводители больше всего интересовались ремонтом тормозных колодок (на 63,7% больше), подшипников (на 12,4%), фланцев (на 37,9%), редукторов (на 29%) и гидроцилиндров (на 25%). Фермеры Москвы, Новосибирска, Ростовской области, Башкортостана и Краснодарского края, скорее всего, будут искать подрядчиков для ремонта специализированной техники и сбора запчастей. Рыночная ситуация повлияла и на цены запасных частей. Цены на запчасти для комбайнов и тракторов из Европы, Японии и США выросли в среднем на 70%. В то же время цены на саму технику, в том числе из России и Беларуси, выросли примерно на 35%. Это связано с тем, что в российских и белорусских тракторах и комбайнах также используются иностранные детали. На рост цен и ухудшение условий оплаты также повлияло снижение конкуренции в тендерах на электронных торговых площадках.
На фоне дефицита материалов спрос на услуги по ремонту сельскохозяйственной техники и её запасных частей будет расти. Неслучайно в конце февраля депутаты Госдумы внесли законопроект, легализующий ремонт и использование бывших в употреблении запчастей. По их мнению, законопроект поможет снизить зависимость от зарубежных поставок и предотвратить масштабные поломки тракторов и комбайнов. Закон устанавливает требования к компаниям, предоставляющим такие услуги, и вводит процедуру маркировки обновленных запчастей. Однако агропредприятия постепенно переходят с иностранной сельхозтехники на аналогичную продукцию из России, Беларуси и Китая. На это есть веские причины. В настоящее время фермеры могут заказать подшипники из Германии, но ждать они не будут. Цены, условия поставки и количество сельскохозяйственной техники и запчастей остаются непредсказуемыми!